Мастер-класс «Игровые технологии как принцип активности обучения младших школьников».

Цель:

• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Задачи:

• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;

• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;

• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

 

Ход мастер-класса:

Добрый день!

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с игры «Поздороваемся ладошками!».

Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем по очереди пальцы, начиная с большогосо словами: Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде ( мизинец)

Здравствуйте!( всей ладонью)

 

СлайдКак вы думаете, что общего между этими картинками?

Назовите ключевое слово.

Слайд (ИГРА).

( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

Слайд

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт…

В основе нового образовательного стандарта начального общего образования предполагается внедрение системно - деятельностного подхода в обучении учащихся.

СлайдВ современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка. Игры развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому.

На практике я убедилась, что игровой метод обучения, достаточно эффективен в учебной деятельности.

Его можно использовать на любой ступени обучения в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно те, которые учатся неохотно, работают с большим увлечением.

 

СлайдНо при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
  2. Доступность для обучающихся данного возраста;
  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

 

СлайдВсе знают, чтопо форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

 

Сегодня мы рассмотрим некоторые виды игровых технологий и возможность их применения на различных этапах уроков.

– Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями.

Слайд

«Поздоровайся глазами»,

«Поздоровайся локтями».

«Передай энергию по кругу»,

Цель таких игр: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.

– Мы с вами поздоровались ладошками.

 

На этапе актуализации знаний.

На уроках математики, начиная с 1 класса, использую игру

Слайд «Математическое лото». Дети получают игровое поле, на котором отмечены ответы математического диктанта.

Предлагаю вам одно из таких заданий, в основе которого лежит таблица умножения. Данное задание актуально как в 3 так и в 4 классе.

Найдите и закрасьте на карточках ответы на вопросы.

-найдите произведение чисел 9 и 8.

-найдите частное чисел 81 и 9.

-первый множитель 6, второй – 7. Чему равно произведение?

-увеличьте 2 в 8 раз.

-найдите произведение чисел 8 и 8.

-найдите произведение чисел 7 и 3.

-первый множитель 5, второй – 6. Определите произведение чисел.

-увеличьте 7 в 9 раз.

-во сколько раз 24 больше чем 3.

-найдите частное чисел 54 и 9.

-делимое 56, делитель 8. Найдите частное.

1

72

63

9

80

99

42

33

40

13

41

6

8

16

39

75

87

22

7

25

89

30

64

21

0

11

2

90

58

17

 

Слайд А теперь проверим результат. Если все выражения решены правильно, на карточке получатся цифра 5.

 

СлайдНа уроке математики в 1 классе при введении понятия многоугольники предлагаю составить схему своих знаний о линиях. Эту работу можно проводить как в группах, так и в парах. Итак, предлагаю вам составить в парах кластер «Линия». Вспомните, какими бывают линии, заполните схему. Отвечая на следующие вопросы.

 

 

 

- Что же получилось проверим результат.

- Какими бывают линии?

- Какие ломаные линии вы знаете?

- Какие замкнутые линии представлены на схеме?

- Как вы думаете, каким словом можно объединить эти фигуры?

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Многоугольники)

 

СлайдПри объяснении нового материала по теме «Суффиксы» использую

игру «Измени слово».

Детей разбиваю на две команды. На доске записаны слова: усы, хвост, глаза, нос. Первая команда должна изменить эти слова так, чтобы они приняли значение «очень маленький», а вторая – «очень большой». Капитаны команд записывают полученные слова на доске. Ученики выделяют в них те части слова, с которыми они уже знакомы.Это корень и окончание. Обращаю внимание на ту часть слова, которая осталась невыделенной. Поясняю, что данная часть именуется суффиксом. Учащиеся делают вывод о том, что суффиксы помогают образовывать слова, вносят изменения в лексическое значение.

Измените слова так, чтобы они приняли значение «очень маленький»

 

 

Измените слова так, чтобы они приняли

значение «очень большой»

Усы

 

Усы

 

Хвост

 

Хвост

 

Глаза

 

Глаза

 

Нос

 

Нос

 

 

Слайд Проверяем по эталону

 

При объяснении нового материала по теме «Приставки» использую

игру «Собери слово».

Как называются первые весенние цветы, начинающие расти еще под снегом? (Подснежники)

СлайдОбъявляю, что это слово рассыпалось на части. Задача учащихся: собрать карточки с частями слова «подснежники» в нужном порядке, обозначить знакомые части слов. С моей помощью младшие школьники определяют, что невыделенная часть слова находится перед корнем и помогает образовывать новые слова. При помощи учителя обучающиеся узнают о том, что стоящая перед корнем часть слова называется приставкой. Учитель показывает младшим школьникам, как графически в русском языке обозначают приставку.

 

На этапе закрепления знаний использую различные дидактические игры.

В таких играх закрепляются знания, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

СлайдДети с интересом отгадывают кроссворды, загадки, ребусы, участвуют в викторинах. Это словесные игры.

При использовании игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах. Можно работать фронтально со всем классом.

На уроках окружающего мира можно провести такую игру «От какого дерева лист?»

Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.

Работа в парах: игра «Собери пословицы», «Собери пазл».

 

 

Игру «Заселяем дома» можно использовать как на уроках математики при изучении состава чисел, так и на уроках русского языка при изучении парных согласных звуков.

 

А я хотела бы с вами поиграть в игру «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

СлайдПосмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”

Слайд А теперь проверим так ли у вас получилось?